Перейти к содержимому

Театр и революция

Известия, 11. 10. 2017

Народный артист России Сергей Безруков — о необходимости осмысления событий 1917 года через искусство

Совсем скоро исполнится 100 лет с тех пор, как произошла Октябрьская революция — событие знаковое и противоречивое. Помню, в детстве это был большой народный праздник, тогда революцию называли Великой. Сейчас по понятным причинам употребить этот эпитет по отношению к тем событиям язык не повернется. Ее именуют, как правило, октябрьским переворотом. Но одного у этой революции не отнять — она навсегда изменила вектор развития нашей страны, уклад русской жизни и, пожалуй, на долгие десятилетия изменила саму нашу ментальность.

В этом смысле Октябрь 1917 года — несомненно, великое событие, хотя и со знаком минус. Это был страшный экзамен и огромный урок для России. И я не уверен, что этот урок нами выучен и все необходимые выводы сделаны. На наших глазах один за другим происходят революции-перевороты, ввергая людей в гражданские войны, разрушая экономику и, что еще страшнее, — нравственность, духовные ценности, взаимоотношения между целыми народами. Столетие революции — хороший повод заново, обладая новейшими фактами и знаниями, осмыслить этот исторический отрезок и сделать выводы, чтобы не пришлось учить этот урок заново.

Театр, искусство — один из способов, который человечество с давних времен использует для осмысления самых разных проблем, от личных до государственных и даже общечеловеческих. Поэтому не удивительно, что в афишах театров сейчас появляются произведения о событиях тех лет. Мы в Губернском театре, как и многие, ждали 2017 год с некоторым волнением: история часто идет по спирали, а иногда повторяется. И тем важнее накануне столетней годовщины предложить художественное осмысление революции. Нужны новые пьесы — взгляд нас, сегодняшних, на ту эпоху.

Молодые драматурги, к сожалению, стараются обходить эту тему, потому что она сложная, не знаешь, как отзовется, а театры, если и ставят что-то, то используют классику. Поэтому осенью прошлого года мы провели творческую лабораторию «Возрождение. Накануне 1916–2016», и она показала, что современные авторы, готовые поразмышлять на эту тему, всё же есть. Так, финалист конкурса Владимир Зуев написал пьесу «Восемь», которая теперь будет поставлена на сцене нашего театра. В конце октября мы сыграем премьеру. Спектакль повествует о последних днях жизни великой княгини Елизаветы Федоровны, других членов дома Романовых и их близких, которых большевики, опасаясь прихода белых, отправляют из Екатеринбурга в город Алапаевск.

Это камерная история: режиссер Анна Горушкина специально выбрала для спектакля максимально скромное пространство, чтобы не осталось места для ненужного пафоса, которого, возможно, ожидают от постановки, приуроченной к 100-летию революции. Нам важна именно человеческая история: предельно искренняя, рассказанная глаза в глаза. Чтобы зрители и актеры буквально оказались за соседними партами в школьном классе, который, кстати, стал последним местом жизни для членов царской семьи, их тюрьмой. Чтобы этот трагический урок стал для нас общим.

Убежден, что переосмысление таких поворотных исторических событий должно стать задачей не только и не столько историков, сколько творческих людей. Инструменты первых слишком сухи. Они оперируют цифрами: сколько погибло, сколько разрушено, какие потери в экономике. Искусство оперирует более тонкими категориями, ее главный предмет — душа человека. Что происходит с людьми в моменты таких глобальных исторических катастроф? Ведь после любой революции происходит не только смена власти, но и идеологии, за которой неизбежно начинается гражданская война. Вот что самое страшное — когда сын идет на отца, брат на брата. Всё переворачивается вверх дном, вопреки логике, вопреки человечности, а следом вырастают поколения холодных, безнравственных людей.

Именно эта тема волновала нас прежде всего, когда театр брал к постановке пьесу «Восемь», и именно это было бы важно увидеть лично мне как зрителю в многочисленных «юбилейных» спектаклях и фильмах о той эпохе. Помните, как у Достоевского? Никакая высшая гармония не стоит слезинки замученного ребенка. Кто бы, например, мог подумать, что спустя 70 лет после окончания Второй мировой в Европе будут маршировать колонны нацистов? Неужели Европа всё забыла?

Что делать, чтобы не наступить на исторические грабли? Прежде всего — помнить. Это непросто. Потому что историю часто переписывают, перекраивают. И еще потому, что память о войнах выводит нас из зоны комфорта. Это нормальное свойство человеческой психики — отбрасывать плохое. Но в результате через несколько поколений о трагедиях можно вовсе забыть. И искусство, фильмы, картины, пьесы, спектакли на историческую тему — это, на мой взгляд, лучший способ сделать так, чтобы память не исчезла.

Материал на сайте издания

Автор фото — Ксения Угольникова.