17 марта омичи увидели моноспектакль, посвященный 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
«Володя» – первый спектакль проекта «PROтекст», созданного актером театра «Галерка», режиссером Артемом Савиновым.
В основе пьесы драматурга Владимира Зуева лежит реальная история побега из фашистского плена советского солдата из города Кушвы Свердловской области. Прообраз героя – Владимир Петрович Зуев – танкист, дедушка драматурга. Солдат Владимир Петрович Зуев, призванный на фронт в 1940 году, в 1941-ом был пленен и совершил четыре попытки побега из плена. Четвертый раз – удачно. Он пришел пешком из Германии в Чехословакию, был партизаном в партизанском отряде в уезде города Горицы. Награжден двумя Орденами Отечественной войны II степени (по материалам https://vlzuev.ru/monopomnit/).
Пьеса вошла в шорт-лист современных драматургических произведений на тему Великой Отечественной войны (Москва, 2021), стала финалистом драматургического конкурса Творческой лаборатории фестиваля «СВОЙ – 2021» (Екатеринбург), лауреатом Международного конкурса современной драматургии «Исходное событие – 2021» в номинации «Одинокий артист».
Главный герой постановки – пленный солдат Володя (Сергей Кривцов) живет только надеждой освобождения. В спектакле рассказывается только об одном дне из череды ужасных, похожих друг на друга дней в концлагере, где каждый из них может стать последним. Не смотря ни на что, главное для Володи – помнить. Помнить, чтобы выжить, помнить, чтобы рассказать, помнить, чтобы не дать всему, что помнишь, бесследно кануть в вечность. Помнить, чтобы никто никогда не забыл.
Режиссер Артем Савинов впервые услышал пьесу «Помнить» (авторское название произведения) на Коляда-Радио по дороге в Екатеринбург: «Николай Коляда дает задание драматургам написать монолог на ту или иную тему. И такой монолог был написан Владимиром Зуевым для актера «Коляда-театра» Константина Итунина, который я и услышал в дороге. Сразу решил связаться с автором и в скором времени начал работу над спектаклем».
По словам Артема, среди множества драматургического материала, эта пьеса была выбрана для постановки не случайно: война – это предлагаемые обстоятельства, в которых человек пытается выжить, пережить все ужасы, сохранить рассудок и остаться человеком.
Сомнений у режиссера не было, что роль Володи должен исполнить актер Сергей Кривцов: «Этот текст может сыграть только человек, который, прежде всего, честен сам с собой. Это очень личный текст, который нельзя соврать. А Сергей такой человек, который если не чувствует, то не играет. У меня нередко спрашивают, почему я сам не сыграл в спектакле. Очень часто, кстати, говорят, что мы с Сергеем похожи и внешне, и по энергетике. Но у меня не было желания вложить актеру свою психофизику, просто, наверное, я долго и упорно описывал ему то, что мне нужно, давал четкие задачи и Сергей так или иначе себя под них трансформировал. Когда-то Кирилл Витько сказал очень интересную вещь: «Если хочешь что-то поставить – никогда это не играй, а если хочешь что-то сыграть – никогда это не ставь!» Для меня это стало правилом».
На театральной программке – фотография картины, которую специально для спектакля написал художник Денис Астанин.
Музыкальное оформление – произведения Шопена и полька «Розамунда». Когда спектакль «Володя» был представлен на фестивале в Екатеринбурге, музыкальное оформление, включающее «Розамунду», вызвало много вопросов у театральных критиков, но как пояснил Артем Савинов, именно под эту мелодию плененных людей отправляли на непосильные работы, под эту «веселую» «Розамунду» погибали люди в концентрационных лагерях.
«Мы старались быть максимально правдивыми, – заключил Артем, – слова, которые герой произносит рефреном о том, что нужно говорить, чтобы не умереть, говорить все, что помнишь, можно назвать главными: пока мы говорим, пока транслируем то, что необходимо помнить, пока передаем это нашим потомкам, жива память, мы сами живы».
По словам режиссера, название спектакля звучит иначе (пьеса называется «Помнить»), потому что нужен был личный акцент, максимально доверительное общение между персонажем и зрителем. На этом хочется остановиться подробнее. В какой-то степени спектакль можно назвать иммерсивным: зрители и актер находятся в едином пространстве, но хоть зритель и не перемещается в нем наравне с актером, но так или иначе может влиять на ход спектакля. Герой Володя в ходе повествования обращается к французу, с которым совершает побег из немецкого плена. Так не было запланировано – Володя должен был бежать один, француз оказался рядом совершенно случайно и теперь они вместе, спрятавшись среди трупов, ждут, что их вывезут за пределы лагеря вместе с телами погибших. Все, что Володя транслирует на сцене, он рассказывает Жаку, которому сам же и дает это имя. Жаком может оказаться любой зритель: актер выбирает, кто из зрителей «исполнит» роль француза и не теряет с ним зрительный и эмоциональный контакт до конца спектакля. В этом есть определенный риск, с чем согласился режиссер Артем Савинов, ведь не каждый зритель сможет выдержать нагрузку максимального эмоционального вовлечения в спектакль и в любой момент нить повествования по тем или иным причинам может быть нарушена. Но Сергей Кривцов уверил: «Если бы мы этого боялись, то не делали бы».
В самом начале спектакля герой кружит на велосипеде (отсылка к «Голубому велосипеду» – роману французской писательницы Режин Дефорж) по сцене, разгоняясь все быстрее, чем задает спектаклю определенный ход.
«Это позволяет мне, как актеру, дать эмоциональный и физический разгон вначале – это не тот спектакль, где нужно начинать и плавно разгоняться, поэтому мы решили, что велосипед максимально точно позволит обеспечить нужный градус эмоции, – рассказал Сергей. – История очень личная, очень интимная, поэтому маленькая сцена-арена как некая комнатность необходима».