Перейти к содержимому

Одно театральное расследование

Источник

Текст: Жанна Ованесова. Фото: Ксении Угольниковой, «Горизонты культуры» №4/2017

В Московском Губернском театре (МГТ) накануне 100-летия Октябрьской революции прошла премьера спектакля «Восемь» по пьесе Владимира Зуева. Спектакль повествует о последних днях жизни Великой княгини Елизаветы Федоровны и других членов дома Романовых и их близких, которых большевики, опасаясь прихода белых, отправляют из Екатеринбурга в город Алапаевск.

СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ВОСЕМЬ»

Вера и неверие

Казалось бы, мрачная история, в которой нет места радости. Но на спектакль «Восемь», выполненный в черных тонах, пошел зритель. Администрация театра внесла изменения в афишу, увеличив число выходов спектакля, а билеты тем временем выкуплены на месяц вперед.

В документально-художественной постановке показаны две стороны противостояния, два совершенно разных мира, которые свели лицом к лицу исторические обстоятельства. Ее герои — великая княгиня Елизавета Федоровна, члены царской фамилии и приближенные к ним люди — олицетворяют собой прежнюю православную Россию. «Осколки старого мира», которые не вписываются в новый миропорядок. Их антиподы —комиссар юстиции и подчиненные ему вооруженные люди, кому принадлежала власть на тот момент в далеком шахтерском поселке.

В постановке Анны Горушкиной воссоздана атмосфера, отсылающая зрителя в здание школы, где содержали арестованных. Спектакль играется среди школьных парт, поскольку школьный класс стал последним домом и тюрьмой царской семьи. В этой обстановке герои проводят последние дни жизни, которые даже для зрителя растягиваются до ощущения вечности, как бывает с теми, кто пребывает в ожидании неизбежного конца. Но пока они живы: пьют чай, дискутируют, спорят, поют песни. Происходят и столкновения с теми, кто держит их под стражей, допросы, внутренние конфликты.

Большевики пытаются спасти из группы арестованных того, кто по их понятиям не враг. Но понять сестру Варвару, вроде как человека их класса, наотрез отказавшуюся покинуть обреченную на гибель настоятельницу Елизавету, — не могут. Пропасть между этими людьми не социальная. В вере и неверии заключена драма революции, совершаемой теми, кто отверг Бога.

Сцена из спектакля «Восемь»

Уроки истории

Художественный руководитель МГТ Сергей Безруков говорит: «Мы помним, что произошло 100 лет назад. Это те самые уроки истории, которые многие до сих пор не выучили, а их надо обязательно пройти. Герои спектакля не просто так сели за парты. В этом и есть основной смысл. Мы должны заново пройти все вместе с ними, изучить то, что произошло тогда, ту трагедию, то столкновение судеб человеческих».

К главной героине Елизавете Федоровне (к 1918 году ей было 54 года), в монашеском одеянии с четками в руках, тянутся люди, спешат получить утешение, услышать слова веры и поддержки. И она до последнего дня не изменяет себе и продолжает свой путь праведницы. С каждой минутой, приближающей ее к мученической гибели, все сильнее свет ее духа, невидимый теми, у кого в душе поселилась тьма. И она оказывается за партой, когда встречается с Ефимом Соловьевым, ее убийцей в скором времени. Он — комиссар юстиции, от которого зависит жизнь арестантов, давно все решил. Но сам того не сознавая, душой, пребывающей во мраке, тянется к свету. Он пытается понять, ухватить что-то неуловимое для его разума, потому что чувствует, что он не прав, однако не в силах ничего изменить.

В спектакле есть особенно пронзительная сцена воспоминания Великой княгини о встрече с убийцей ее мужа, террористом Иваном Каляевым. Зритель слушает их диалог, затаив дыхание. Она приехала к нему в тюрьму, где он находился после ареста. Между ними состоялся разговор, смысл которого передан с той же достоверностью, как и все остальное в пьесе. Многих поражает и становится откровением, что она прощает убийцу ее мужа, который фактически, как она об этом говорит, убил и ее.

Реальная история

За плечами реальной героини непростой жизненный путь: внучка королевы Англии Виктории принцесса Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская, породнившись с членом царской семьи Романовых, переехала жить в Россию, которую полюбила всей душой. Она научилась практически без акцента говорить на русском языке. Искренне приняла православие и еще при жизни с мужем много занималась благотворительностью. После его гибели она окончательно отошла от светской жизни, успела еще до революции основать Марфо-Мариинскую обитель в Москве. И сегодня, спустя сто с лишним лет, обитель действует, расширяет свой приход, а что еще более важно — умножает дело, начатое Великой княгиней Елизаветой.

Царская семья и Великая княгиня Елизавета Федоровна. 1914 г.

Вопрос веры

Комиссара юстиции Ефима Соловьева, приговорившего к смерти восьмерых узников, играет Степан Куликов. «Когда мы готовились, — говорит он, — очень много читали, ходили по музеям, общались друг с другом. Пытались понять, какая конкретно у каждого правда? У моего персонажа она очень простая, личная. Он был не за народ, не за землю. В финале Ефим говорит: «Я хочу, чтобы у моих детей и внуков все было». Я честно пытался найти оправдание поступкам своего невымышленного героя. И открыл, что Ефим принципиально Бога в себе убил. Он был главным в городе, отвечал за жизни этих людей. Но он совершил страшные вещи, а чтобы не нести ответственность, отказался от Бога».

Исполнительница главной роли Наталья Шклярук в беседе с журналистами рассказала, что самый первый и сложный вопрос для нее был — понять, кем была ее героиня в первую очередь: «Для меня это удивительный человек. Я благодарна судьбе, что мне выпала такая роль. Очень много поднимается важных вопросов, не только политических, но и чисто человеческих. И главная мысль, которую я из этого вынесла, такова, что убить человека можно, но веру убить нельзя».

Текст: Жанна Ованесова. Фото: Ксении Угольниковой, «Горизонты культуры» №4/2017

Дмитрий Карташов в роли Ефима Соловьева, Владимир Балдов в роли Федора Ремеза