12 сентября 2020 г
Автор статьи: Любовь Лебедина
Включение в фестивальную афишу «Крымской театральной осени», проходящей в трех городах крымского полуострова: Ялте, Симферополе, Керчи спектакля музыкально-драматического театра из Тувы «Колыбельная на чужбине» на родном языке предполагало что-то особенное, незнакомое и загадочное для европейцев. Ведь это край шаманов и буддистов со своими нравами, законами и традициями, которые предстояло разгадать и понять.
Естественно театральное искусство все это впитывает в себя, определяет характеры героев, их темперамент и способ существования. Но когда разговор заходит о войне, о ее жертвах и особенно матерях, потерявших своих сыновей, тут границы расширяются и беда становится одна на всех, вызывая всеобщее сострадание.
В пьесе Владимира Зуева «Мамочки» берется один эпизод, разрастающейся до вселенской трагедии. Четыре матери, состарившиеся от горя, ищут на кургане сыновей, пропавших без вести во время войны. Неважно какой, ведь война продолжается в разных горячих точках, а похоронных команд не хватает, вот матери и выполняют по доброй воле эту тяжелую миссию, потому что пока тело сына не будет захоронено по установленному ритуалу, душа его будет маяться.
В мировоззрении кочевого народа, устанавливающего связь с параллельным миром через шаманов, покинувшие земную жизнь, не умирают, они продолжают существовать среди живых, а их проводниками являются сны. Думаю, поэтому Марина Идам выбрала пьесу Зуева для постановки, чтобы в свою очередь установить прямую связь с публикой, разделяющей горе четырех материй.
Ощущение безнадежности и неизбывного одиночества заполняет плотный воздух импровизированной стоянки. Тут на сколоченных ящиках женщины спят, готовят на керосинке нехитрую еду, согреваются спиртом из солдатской канистры и ждут чуда. Вдруг на следующий день им повезет, и лопата наткнется на тело любимого сына…Четырем плакальщицам в удивительно правдоподобном исполнении Анзат Куулар, Саяны Сат, Луизы Мартай –оол и Тана Ховен-оол давно не страшно среди мертвых, куда страшнее вернуться домой ни с чем и надеяться, что хотя бы во сне встретятся с сыновьями. И эта встреча с погибшими кровиночками происходит. Она радостная и светлая, бумажные маки кажутся живыми, а сердца заполняет музыка небесных сфер.
Мистические наплывы ирреальной жизни соединяются с детской песочницей, в которой мальчишка играет с солдатиками, называя их по именам погибших сыновей. Значит, они не будут забыты, и память о них будет жить в следующих поколениях. Удивительно трогательный и одновременно злободневный спектакль сочинила режиссер Марина Идам, опираясь на корневое вероисповедование своего народа.