Перейти к содержимому

Утонуть, но выжить и передать дальше

11 Мая 2023

Текст: Екатерина Юркова
Источник: © Культура Екатеринбурга — афиша, новости, репортажи

8 апреля в конюшне Музея Федора Решетникова прошел спектакль по пьесе Владимира Зуева «Помнить». Драматург написал текст, основанный на воспоминаниях своего дедушки Владимира Петровича, ветерана Великой Отечественной войны. Рассказываем, как актерский монолог может заменить собой и декорации, и звуковое сопровождение.

Зритель встречается с Владимиром внутри сторожки, куда тот спрятался для того, чтобы переждать обход охранников немецкого концентрационного лагеря и сбежать. На протяжении часа герой прячется от фрицев в компании пленного француза, ставшего его случайным компаньоном. Он рассказывает о том, что пережил за два года войны.

Монолог Владимира не прекращается ни на минуту. Актер «Коляда-театра» Константин Итунин создает образ человека запуганного, подобного загнанному зверю, рвущегося на свободу. Это не слепой героизм из фильмов и не жажда справедливости. Это страх, который в обычной жизни каждый старается спрятать поглубже.

Помещение, в котором проходит спектакль, кажется очень тесным из-за обилия слов, выпущенных актером речитативом. Оно словно заполнено дымкой липкого ужаса, что испытывает человек на грани смерти. Сидящие на первых рядах зрители, порой, становятся для героя тем самым французом — актер пристально смотрит в глаза, цепляясь за окружающих его живых людей и тем самым еще больше сокращая пространство между ними и собой. Иногда становится трудно не только дышать, но и смотреть, понимая, что из своего 2023 года человеку, находящемуся в обстоятельствах войны прошлого века, не помочь.

Почти отвесная старинная деревянная лестница, по которой на животе ползает Константин Итунин, каменная кладка из гигантских булыжников — антураж конюшни Музея Ф.М. Решетникова, подходит для спектакля идеально. Ранее постановку играли и в фойе Камерного театра, и на театральной платформе Ельцин Центра, и во многих других местах. Она мобильна благодаря отсутствию декораций и реквизита, их полностью заменяет харизма драматического актера, создающего необходимое настроение в любой обстановке.

Константин Итунин в засаленном свитере, дырявой курточке цвета хаки, брюках-галифе и гигантских башмаках — безликий пленник не столько фашистов, сколько самой войны. Его герой Владимир, которому на момент действия только исполнился 21 год, побывал в плену два раза и уже наткнулся на «своих», обвиняющих его в сговоре с врагом, а ведь раньше в этом обвиняли каждого, кто был в немецком плену. Это человек, который чудом выжил, иначе как бы он мог передать воспоминания внуку? Такое знание утешает, хотя и не избавляет от размышлений, каким образом ему это удалось. На подобные мысли наталкивает и образ француза, умершего в итоге, но не понятно, от болезни, холода и голода или от руки самого героя пьесы. Возможно, что и весь монолог, от начала до конца — горячечный бред полуспятившего человека, разговаривающего с трупом.

«У меня только один бой был, понимаешь?! Я же не успел ничего… Один бой, а потом сразу в окружение и все вот это вот… А дома не знают, что живой… Потому и бегу… Мне нельзя тут…».
Из пьесы «Помнить» Владимира Зуева

Герой рассказывает о фашистских пытках, о прочитанных книгах, чьи сюжеты помогли во время издевательств выстоять, о музыке и любви. Рефреном проходит перечисление Владимиром всех, кого он потерял: Попов, Силин, Марков, Радка… безымянный француз. Он повторяет их истории, чтобы помнить маленьких людей на фоне большой трагедии, чтобы передать дальше. И в итоге у него получилось.

Порой в заполненном страхом и речью персонажа помещении начинает звучать саундтрек «Rusalka3» от «Дзинь», группы, в которой играет сам Константин Итунин, и музыканта t3p3i3. Напряженные электронные звуки ничего не добавляют сценам и ничего у них не отнимают, проходя бесследно. Кажется, что тишина спектаклю «Помнить» пошла бы гораздо больше.

Человечность текста, основанного на воспоминаниях реального человека, и камерность постановки работают безотказно: зритель погружается в созданную Константином Итуниным атмосферу и боится даже дышать — вдруг фрицы услышат. Выход после окончания спектакля на заполненную звуками улицу становится глотком воздуха, так что хочется сразу позабыть о минутах, пережитых вместе с попавшим в плен Владимиром. Но забыть нельзя и невозможно. Как говорит герой, «нужно помнить», — и минималистичная постановка Владимира Зуева и Константина Итунина в этом помогает. Потому что рассказана она негромким человеческим голосом.

Фотографии предоставлены командой Объединенного музея писателей Урала, куда входит и Музей Ф.М. Решетникова.