Перейти к содержимому

Спектакль-променад «Новоуральск. Открытие»

«Театр музыки, драмы и комедии» Новоуральского городского округа (МБУК «ТМДК» НГО)

Спектакль-променад «Новоуральск. Открытие»

Драматург, режиссер-постановщик — Владимир Зуев
Звукорежиссер — Нэйл Прокин

Саундтрек:
«ТимерТау»
«Snowblind Vision»

Премьера спектакля состоялась — 22 августа 2021 года
Продолжительность спектакля — 45 минут

В основе этого спектакля-променада лежит история создания первого новоуральского подкаста. Когда артисты собрались в студии звукозаписи, оказалось, что текст, высланный режиссером, потерялся, а режиссер опоздал на электричку и не успевает приехать. Чтобы не терять времени, актеры сами отправляются в Предзаводской сквер у Первой проходной Уральского электрохимического комбината, и начинают вспоминать, что они знают об истории атомного завода. Что-то находят в интернете, что-то спрашивают у старожилов, а что-то знает каждый из них еще со школьной скамьи. Из этого и рождается их спектакль-подкаст, действие в котором принимают зрители променада.

Спектакль-променад «Новоуральск. Открытие» не просто ТОП-10 фактов из истории «Уральского электрохимического комбината» и города. Это синтез документальных материалов и городских легенд – история, рассказанная артистами театра, краеведом Эллой Подгорновой, журналистом Евгением Серебряковым и драматургом Владимиром Зуевым.

Прогулка проходит по территории Предзаводского сквера: от памятника Ленину до входной группы сквера, через аллею у пожарной части к зданию заводоуправления, оттуда к первой проходной АО «УЭХК» и обратно к памятнику. Каждому участнику спектакля-променада выдаются беспроводные наушники, подключенные к оборудованию гида.

Отзыв о спектакле от Веры Бородиной: «Спектакль-променад «Новоуральск. Открытие» от творческой команды ТМДК и приглашённого драматурга Владимира Зуева, возможно, не несёт сногсшибательных открытий по части фактов из истории города и комбината, однако, совершенно точно несёт приятную во всех смыслах философию: живите здесь и сейчас, любите то, что вас окружает, замечайте красоту в повседневности — и будет вам счастье.

И если про «сейчас» всё совершенно понятно, и «быть в моменте» — можно смело назвать негласным кредо современного человека, то на «здесь» хочется остановиться подробнее.

Сам формат променада, некая гибридная форма на стыке аудиогида, обзорной экскурсии, пешей прогулки и радиоспектакля предполагает погружение в местность. Ощущения от прогулки в наушниках заставляют почувствовать себя героем притчи «Секрет счастья» из романа «Алхимик» Паоло Коэльо. Возможно ли одновременно следить за сюжетом, разворачивающимся в наушниках, обозревать достопримечательности, запоминать исторические факты и не «расплескать» при этом две капли драгоценного масла своих личных ощущений, впечатлений и мыслей, возникающих по ходу прогулки? Часто ли мы в будничной суете, сосредоточенные на цели, выходим из режима «туннельного зрения» и смотрим по сторонам, наблюдая красоту места, где мы живём? Можем ли мы хотя бы на 45 минут замедлить свой повседневный бег и перейти на шаг, чтобы просто чувствовать себя и наслаждаться пребыванием в моменте?..

Что ж, теперь у жителей и гостей Новоуральска появилась замечательная возможность задать себе эти вопросы и попытаться вместе с героями спектакля ответить на них, гуляя по любимому с детства Предзаводскому скверу».

 

Текст Ирины Урлаповой для информационного портала Культура-Урала.РФ

В Новоуральске готовится премьера спектакля-променада «Новоуральск. Открытие». Как и в случае с предыдущим променадом «Созидатели», спектакль будет посвящен городу, атомному заводу, вокруг которого город построен, и его истории. Вместе с драматургом и режиссером спектакля Владимиром Зуевым зрители будут исследовать мифологию, создавать первый в Новоуральске подкаст и находить причины жить и любить в закрытом городе. 

— Владимир, как Вы оказались в закрытом Новоуральске, да еще и в качестве драматурга, пишущего его историю? Насколько неожиданным было это предложение?

— У меня уже есть опыт работы с документальными спектаклями, а променад «Новоуральск. Открытие» безусловно можно отнести к этому жанру. Пьесу для спектакля, в котором сплелись легенды и мифы Норильска, я писал раньше для Заполярного драматического театра. И пусть я не работал с променадами, задача была понятной и очень интересной.

Оставался только вопрос хода, через который зайти к зрителю. Я хотел сделать что-то новое, чтобы не повторять прошлый новоуральский променад «Созидатели» – там прекрасно сочетаются фантастика, история, прошлое, будущее и настоящее. Здесь получилась комедия: в театре собрались актеры, чтобы записать спектакль-променад о появлении в центре Урала атомного завода и построенного вокруг него городка. Режиссер выслал им текст, но текст потерялся, а сам режиссер не смог приехать, и ребятам приходится прямо на ходу собирать историю города из того, что они знают, могут спросить у старожилов или найти в интернете. Получилась такая живая история, сшитая из мифов, городских легенд и проверенных фактов.

— А как происходило погружение в материал, как Вы отбирали эти факты и легенды для своего сценария?

— Кроме того, что я читал исторические документы, которые предоставил Уральский электрохимический комбинат, я плотно сотрудничал с местным краеведом Эллой Подгорновой и новоуральским журналистом и рок-музыкантом Евгением Серебряковым. Из литературы я узнал факты, а от них — городские легенды.

Ведь что такое факт? Что было пять паровозов и сколько-то десятков автомобилей с материалами, а люди взяли эти материалы и построили комбинат? «Люди построили» — это факт, а вот как они это сделали, это уже совсем другая история. Это воспоминания, и у каждого они свои, каждый видел эти факты через призму своего восприятия. В новоуральском театре есть люстра – это факт. А есть легенда, что эту люстру подарил театру сам Берия, буквально отобрав ее у новосибирского театра. Вот так и получается, что история как наука — это своего рода мифология, которая интересует меня больше, чем проверенные факты.

Или как вам такая история: здание заводоуправления АО «УЭХК» — градообразующего предприятия Новоуральска, если посмотреть на него сверху, через гугл-карты, например, напоминает греческую букву «пси», а ведь именно этой буквой и обозначается душа, сознание… Совпадение это, легенда, или все вместе?

— То есть спектакль – это такой микс из реальных фактов и человеческих домыслов?

— Здесь вообще не про правду или вымысел. Главная мысль в том, что людям, живущим в закрытом городе, кажется, что в нем тесно. Каждый в определенном возрасте проживает это: хочется вырваться, кажется, что жизнь в большом городе слаще. Я сам из Кушвы и когда-то испытывал те же эмоции. Но прошло 25 лет, и мне на малой родине так комфортно и спокойно… Так и в Новоуральске: пятьдесят лет назад какие-то люди основали уральское «Сколково», а теперь их дети и внуки живут здесь. И очень важно понять, почему и зачем здесь нужно оставаться. И это история не о мифах и легендах города или комбината, а том, что это город для жизни, из которого не хочется уезжать.

— Для документального драматурга очень важно решить задачу, как сделать «исторический» спектакль интересным. Таким, чтобы современный зритель, за внимание которого конкурируют интернет, соцсети, киноиндустрия в конце концов, заинтересовался именно этой историей. Как вы справляетесь с этой задачей?

— Во-первых, мы постарались создать комедию, чтобы это было не занудно, а наоборот смешно и интересно. И построили композицию вокруг топ-10 фактов об Уральском электрохимическом комбинате.

Во-вторых, сюжет. Один из актеров отправляется «в поле», ходит по точкам, по которым вместе с ним пройдут и зрители променада, и рассказывает коллегам, что все в этом Предзаводском сквере такое типовое, советское… Но потом все вместе они начинают вспоминать разные интересные истории, раскапывать что-то в интернете и узнают, например, что на месте Новоуральска должен был появится город-курорт для работников завода Уралмаш… Или что статуя Ленина, которая есть практически в каждом городе, по задумке должна была «идти» навстречу Сталину, которого якобы где-то потом закопали, и в сквере он так и не появился… В это же время одна из артисток постоянно отвлекается на свой тик-ток канал, все вместе герои создают свой первый новоуральский подкаст… Есть и лирические линии – без любви ведь в жизни не бывает.

А для того, чтобы еще больше оживить спектакль, прототипом одного из персонажей стал новоуральский журналист Евгений Серебряков, воспоминания и работы которого тоже вошли в спектакль

Ну и последнее – как раз упомянутые «соцсети» тоже вплетены в сюжет спектакля. Тик-ток, клабхаус, подкасты – все эти явления, которые прочно вошли в нашу привычную жизнь, мы взяли и в наш спектакль.

— Что вы можете пожелать зрителям накануне премьеры?

— Только одного: приходите, будет по-настоящему интересно!

фотограф Вера Бородина